Научные достижения химического факультета
09.11.2018
Российские ученые получили топливо из грибов
Исследователи из нескольких российских образовательных и
научных организаций создали процесс, с помощью которого можно синтезировать
транспортное топливо из грибов.
Проблемы накопления парниковых газов в атмосфере и, отчасти,
разрушения озонового слоя атмосферы, вызваны выбросами компонентов
традиционного моторного топлива, полученного из нефти. Заменить ископаемые
углеводороды в качестве топлива может биодизель. При сгорании биодизеля
выделяется ровно такое же количество углекислого газа, которое было потреблено
из атмосферы растением за весь период его жизни. Кроме того, биодизель в
сравнении с обычным дизельным топливом почти не содержит серы – ключевого
загрязнителя в природных углеводородах.
Структурообразующим компонентом всех природных существ:
растений, водорослей, грибов являются триглицериды, которые при взаимодействии
с водородом могут быть переработаны в углеводороды. Мицелиальные грибы являются
перспективным объектом исследования ввиду их способности достаточно быстро
накапливать большое количество триглицеридов.
Группа ученых из нескольких образовательных и научных
организаций - Химического факультета МГУ, Института нефтехимического синтеза им.
А.В. Топчиева РАН, Российского государственного университета нефти и газа имени
И.М. Губкина и Научно-исследовательского института стандартизации и унификации,
создала процесс получения транспортного топлива из грибов и запатентовала катализатор, позволяющий превратить
биосырье в моторное топливо.
Катализатор был синтезирован на основе синтетического
алюмосиликата, не имеющего природных аналогов. На подложку
аморфного алюмосиликата нанесены активные каталитические металлы – платина и
палладий. Высокопористый алюмосиликат обладает развитой как внешней, так и
внутренней поверхностью, что обеспечивает диффузию объемных молекул исходных
триглицеридов и продуктов их превращения – изомерных алканов. Методика
получения катализатора позволяет варьировать кислотные характеристики данного
материала, что важно с точки зрения каталитической активности. "Конечно, такие
системы получены не впервые, однако тщательная оптимизация нами состава
позволила получить столь активный и селективный катализатор", - комментирует
один из авторов, доцент кафедры химии нефти и органического катализа
Химического факультета МГУ Альберт Куликов.
Основным преимуществом получения углеводородного топлива,
предложенного российскими учеными, является проведение процесса в одну стадию. "Основной
задачей было получение не просто углеводородов, а именно алканов изо-строения,
высокое содержание которых в продукте гидропревращения триглицеридов позволяет
использовать этот продукт как топливо с улучшенными низкотемпературными
свойствами с возможностью использования в условиях холодного и арктического
климата", - уточняет Альберт Куликов, – "Чаще всего необходимо применить два
катализатора и провести два процесса для получения конечного продукта, наш же
способ является одностадийным, соответственно более простым и требующим меньше
затрат".