События и итоги
Сверхвосстановленные элементы и химический светофор
Школьники из Венгрии победили в МГУ на Международном химическом турнире
На химическом турнире МГУ
имени М.В. Ломоносова завершился III Международный химический
турнир (IChTo-2019) — командное соревнование для школьников.
Сильнейшими стали участники из Венгрии, второе и третье место заняли команды из
Сербии и Сингапура. Всего в соревновании принимали участие 60 школьников из 9
стран Европы и Азии: Венгрии, Польши, Сингапура, Таиланда, Сербии, Ирана, Румынии,
Черногории и России.
Турнир
проходит в формате мини-конференции. Задания публикуются за несколько месяцев
до соревнования. Главная их особенность в отсутствии единственного правильного
решения — каждая из задач требует проведения небольшого исследования. участникам
предстоит выяснить, в каких немагических условиях направление помешивания зелий
могло бы повлиять на результат синтеза (как в книгах о Гарри Поттере), как
можно организовать музей, демонстрирующий химические реакции и при этом не
требующий периодических закупок новых химических реактивов – только
электричество, воду и воздух, как создать химический вакуумный насос и
определить концентрацию мышьяка в живых клетках. Многие из задач связаны с
актуальными научными проблемами – например, как вытравить из сплава трех
металлов только один, чтобы получить губчатый материал, необходимый для нужд
катализа и фотоники, или как использовать радиоактивные превращения элементов
для синтеза редких и недоступных другими способами веществ. В составлении задач
участвовали сотрудники МГУ имени М.В. Ломоносова и магистры университета
Кембриджа.
В течение четырех дней
команды представляли свои решения. Участники по очереди принимали роли
докладчиков, оппонентов и рецензентов. По результатам четырех отборочных
раундов были отобраны трое финалистов — команды из Сингапура, Сербии и Венгрии,
где команды доложили лучшие из своих решений.
Победу венгерским школьникам
обеспечило решение задачи о редких соединениях в сверхнизких степенях
окислениях. Степень окисления элементов – это формальная характеристика,
которая показывает, как много электронов было отнято или добавлено к
нейтральному атому. Повышение степени окисления, и, соответственно, отрыв
электронов — это окислительный процесс, а добавление электронов —
восстановительный процесс. Существование соединений в сверхвысоких степенях
окисления — один из классических вопросов химии. Рекорд, известный на
сегодняшний день, — степень окисления +9 в катионе IrO4+.
Как правило соединения в высоких степенях окисления сами по себе являются
мощными окислителями. Гораздо меньше известно об их антиподах — соединениях в
сверхнизких степенях окисления, ниже -4. Участникам требовалось выяснить,
существуют ли устойчивые соединения в более низких степенях окисления.
Сборная школьников из
гимназии Св. Стефана, Международной гимназии BMEи гимназии Апацаи ELTE смогла обнаружить
указания на соединения хрома со степенью окисления -6 в научной литературе и
предположить на их основе наличие целого класса соединений со сверхнизкой
степенью окисления. Свои предположения о химической стабильности соединений
школьники подтвердили квантово-химическими расчетами.
Второе абсолютное место и
серебряные медали получила команда Сербии из Математической гимназии и Третьей
гимназии Белграда. Участники продемонстрировали решение задачи о химическом
музее — нашли методики, которые позволили бы показывать непрерывно химические
реакции в музее, не докупая никаких реактивов помимо воды и воздуха.
Третье место заняла сингапурская
команда из школы при Национальном университете Сингапура. Школьники разработали
эксперимент, в котором смесь веществ, перетираемая в ступке, меняет свой цвет
дважды — сначала с красного на желтый, а затем с желтого на зеленый. В основе
решения лежит реакция между красной кровяной солью и оксалатом железа,
активируемая механическим перетиранием порошков с помощью пестика. Школьники
также получили серебряные медали состязания.
Бронзовые медали, и,
соответственно, четвертое и пятое место по результатам отборочных выступлений,
завоевали вторая сборная команда из Венгрии и команда из Таиландской KVIS.
На результат команд
влияли не только оценки жюри за доклады, но и то, как участники оппонировали и
рецензировали решения других команд, вели академическую научную дискуссию.
Выступления школьников оценивала международная комиссия жюри, состоявшая из
студентов, аспирантов, доцентов и педагогов из вузов России, Польши и Великобритании
— в том числе Химического факультета МГУ, СУНЦ МГУ и
нескольких колледжей Кембриджского университета.
Международный химический турнир
проводится с 2017 года. В IChTo-2017 участвовало восемь
команд из семи стран, победителем стала команда из Венгрии Rozhasin Chillamponi
("Розовый пони"). В 2018 году в турнире участвовало 12 команд из девяти стран,
победителями стали школьники из Сингапура.
Инициаторами мероприятия являются
выпускники, аспиранты и студенты МГУ имени М.В. Ломоносова, в частности Алешин
Глеб (старший преподаватель СУНЦ МГУ, аспирант кафедры радиохимии, выпускник
ФНМ МГУ), Чепига Алексей (учитель химии в школе "Летово", выпускник ФНМ МГУ) и
Королёв Владимир (научный журналист издания N+1, выпускник
ФНМ МГУ). Международный химический турнир появился как развитие
Межрегионального химического турнира, который проводится в России уже пять лет.
Ежегодно в МХТ участвует около трех тысяч школьников из более 50 регионов России.