События и итоги
"Теория и методика обучения химии":
подробности новой специализации
Новость про новые, межкафедральные специализации на
химическом факультете МГУ вызвала массу вопросов. И теперь вы можете первыми
узнать подробности новых направлений подготовки. Про специализацию "Теория и
методика обучения химии" рассказывает Игорь Александрович Тюльков, доцент
кафедры общей химии химического факультета МГУ, к.пед.н.
-Как будет организован учебный процесс? (в частности,
практика)
-Специализация "Теория и методика обучения химии"
предполагает большое число практикумов и практик. В первую очередь, это
полноценный спецпрактикум по методике обучения химии, в который входят методика
решения химических задач, отработка школьного химического эксперимента,
создание образовательных продуктов с использованием
информационно-коммуникационных технологий. Кроме ставшей уже традиционной
педагогической практики планируется практика в рамках внеурочной деятельности,
а также активное участие студентов в различных формах работы с одаренными
школьниками.
-Какие предметы появятся в рамках этого направления?
-В основе специализации лежит модуль
дидактических и психолого-методических дисциплин. Будущие учителя химии должны
владеть нормативно-правовыми и этическими основами педагогической деятельности,
основами педагогической и возрастной психологии. Методический блок направлен на
то, чтобы студент университета получил представление об особенностях химии в
рамках одноименного предмета, понимал цели химического образования и достигал
их разными методами и средствами обучения. Комплекс предметов в рамках новой
специализации нацелен на профессиональную подготовку будущих учителей химии,
компетентных специалистов. На данный момент программа и детали предметов
прорабатывает методическая комиссия. Утверждение дисциплин состоится на Ученом
совете в мае.
-Процесс и особенности выполнения НИРов и дипломной
работы (какие лаборатории и кафедры будут задействованы?)
Специализация общефакультетская, ведь многие сотрудники
факультета работают в различных образовательных учреждениях, работают со
школьниками в области дополнительного образования. Они могут предлагать темы
выпускных работ. Поэтому закрепления за одной лабораторией или кафедрой не
будет. Если студент все же хочет числиться в конкретной лаборатории, мы
предлагаем рассмотреть кафедры физической и общей химии. Студенты будут
отчитываться о выполнении учебного плана и НИР на методическом семинаре, в
состав которого войдут химики и педагоги. Сотрудники лаборатории методики
обучения химии кафедры общей химии безусловно будут задействованы в этом
процессе. Опыт, накопленный этой лабораторией за почти пятидесятилетнюю историю
ее существования, станет основой для подготовки будущих педагогов.
-Как руководители направления видят его выпускников?
Кому из ребят стоит рассмотреть это направление?
В первую очередь, это выпускник классического университета,
т.е. специалист, который хорошо знает химию и хочет работать в школе. В рамках
специализации мы сменим вектор с химического на педагогическое исследование:
поможем ему получить начальную методическую и психологическую подготовку,
ознакомиться в теории и на практике с основами образовательной, воспитательной
и развивающей функций. Мы приложим все усилия, чтобы выпускник этой
специализации владел фундаментальными знаниями методики, современными
технологиями обучения и понимал, что образование – это конституционно
закрепленное право, а не только образовательная услуга.
По всем вопросам о новой специализации можно обратиться к доц. Тюлькову И.А. (alchemmuz@gmail.com)