События и итоги
В Проектной химической олимпиаде победили
школьники из Москвы, Оренбурга и Кирова
В воскресенье, 5
февраля, на химическом факультете МГУ завершилась V Проектная химическая олимпиада, в
которой участвовали более полутора тысяч человек из 21 региона.
В первый день участники финального этапа защищали
разработанные ими схемы достижения заданного результата, во второй и третий –
на практике реализовывали свою разработку. Работа велась в практикумах
химического факультета.
"Мы всегда рады детям, неравнодушным к химии, --
отметил и.о. декана химического факультета, д.х.н., профессор Сергей Карлов. --
Это наука, требующая от человека и развитого логического мышления, и серьёзных
практических навыков. Поэтому все олимпиады, которые организует химический
факультет, содержат нетривиальные и интересные практикоориентированные задания.
Особенно это касается Проектной олимпиады, участники которой сами придумывают
методики и сами же их реализуют. Это настоящие ученые, и мы будем рады видеть
их на химическом факультете".
Как отметили организаторы, детям достались
серьёзные задачи. Некоторые входят в учебную программу химического факультета
МГУ, а одно из веществ вообще синтезировалось впервые.
Победителями и призерами олимпиады стали:
8 класс
- Жаркова Светлана, школа 192, Москва
- Разанкова Надежда, школа 33, Ярославль
- Бондаренко Тарас, школа 192, Москва
- Голикова Ирина, МАОУ "Гимназия 42", Кемерово
9 класс
- Саврачнук Мария, МАОУ "Гимназия №1", Оренбург
- Гришина Мария, Лицей имени маршала Чуйкова, Москва,
- Васияров Матвей, АНО ОШ ЦПМ, Москва
10 класс
- Дегтерев Дмитрий, КОГОАУ ЛЕН, Киров
- Микрюков Глеб, АНО ОШ ЦПМ, Уфа
11 класс
- Мельников Владимир, КОГОАУ ЛЕН, Киров
- Макейченков Дмитрий, ГБОУ Школа №197 центрального района Санкт-Петербурга
- Фещенко Софья, МБОУ Гатчинский лицей №3, Гатчина, Ленинградская область
Проектная химическая олимпиада — соревнование, в
котором школьники могут проверить свои навыки в области практической химии.
Олимпиада состоит из двух больших этапов, во время которых участнику
предлагается придумать оригинальное решение практической задачи и воплотить его
в жизнь в настоящей химической лаборатории.
Олимпиада проводится группой студентов и преподавателей
химического факультета МГУ при поддержке химического факультета МГУ, Центра
педагогического мастерства, Ассоциации победителей олимпиад и Ассоциации
учителей и преподавателей химии.
Отзывы детей:
Зиновьев Александр, 10 класс, Школа "ЦПМ", Уфа.
На олимпиаде мне понравился опыт. Я вышел из
практикума и думаю, как же прикольно все делать. Лаборатория большая и очень
красивая. Видно, что люди, которые организовывают олимпиаду, не первый год это
делают. Таких практических занятий в регионах не хватает. В целом работа,
которую мы делали, дала незаменимый опыт, который очень пригодится в жизни.
Дегтерев Дмитрий, 10 класс, КОГО АУ ЛЕН, Киров
Здесь очень интересные проектные работы. Нигде не
столкнешься с таким подходом именно к практической части.
Юсова Анастасия, 11 класс, Аничков лицей,
Санкт-Петербург
Абсолютно замечательна олимпиада. Мне очень
нравится, какой практический опыт она дает. В других условиях я бы не смогла
получить такой свободныйдоступ к химической
лаборатории. И тут главное в свободном доступе, в отношении к тебе как к
коллеге, а не как к тупому школьнику. Тебе именно дают возможность что-то
сделать самому. Направляют, показывают,
как надо, но делаешь ты сам, своими руками.
Фещенко Софья, МБОУ Гатчинский лицей №3, Гатчина,
Ленинградская область
Практическая часть олимпиады мне очень понравилась.
Это был действительно интересный опыт работы в химической лаборатории,
прекрасный преподавательский состав, который действительно помогает тебе, но
тем не менее, ты многоеделаешь сам, и они
подсказывают тебе путь возможного решения, но не говорят точную
последовательность действий. Ты можешь сам подумать. Это действительно дорогого
стоит, и благодаря этой олимпиаде у меня появилось много новых знаний, много
практических умений, которые я смогу применить в будущем. Например, мне очень
не нравился органический синтез, я думала, что это какая-то страшная штука, а у
меня всё хорошо получилось, я очень рада и наконец-таки не боюсь синтезировать.
Мельников Владимир, 11 класс, КОГО АУ ЛЕН, Киров.
Проектная олимпиада стала интересной возможностью
порешать нетривиальные задачи и сделать их не под диктовку руководителей, а с
их помощью. Они следили, чтобы мы ничего не сломали и не убились, но при этом
позволяли нам действовать так. Как мы считаем нужным. И несмотря на то, что не
всё получилось в силу разных причин, это действительно очень ценный опыт и
очень интересное событие
Крюков Платон, 11 класс, КОГО АУ ЛЕН, Киров
Проектная олимпиада -- это
очень круто, так как это возможность окунуться в более серьёзную деятельность
как химия, познакомиться с ней лицом к лицу.
Козулин Федор, 11 класс, КОГО АУ ЛЕН, Киров
Было очень интересно поучаствовать в олимпиаде
такого рода, потому что обычно на олимпиадах больше спрашивают теорию, а на
этой олимпиаде более важны практические умения и умение объяснять, что ты
делаешь.
Ангуладзе Августин 10 класс ГБОУ 709 школа Москва
Олимпиада вышла довольно хорошая. Интересное
задание дали. Синтезировать такое вещество было, конечно, непросто. Я
синтезировал гексахлорантимонат нитрозония. Установки собирать было полезно. Но
самое главное, что я впервые выступил с докладом.
Павленко Станислава, 9 класс, ГБОУ 853 школа,
Зеленоград
Понравилось, что практический тур проходит в
лабораториях МГУ. Это был интересны опыт, работать именно в лабораториях МГУ.
Они большие, и есть большой выбор реагентов. Очень интересно было сравнить
большие лаборатории здесь и маленькие, в которых я работала раньше.
Веснина Елизавета, 7 класс, ГБОУ школа 1501, Москва
Мне понравилась тема, на основе которой нам
предлагали сделать проект. Мне стало интересно, я всегда хотела побывать в МГУ,
и мне представилась такая возможность. Это большая гордость, и мне очень
понравилось.
Отзывы организаторов
В 11 классе абсолютно все справились с реальной
синтетической задачей получения органического соединения. Причем,
синтезы были подобраны не просто из органического практикума, а взяты из
реальный научных статей и лабораторий. Отдельно хочется отметить, что трое
участников успешно синтезировали производное, которое до нашей олимпиады никем
не было получено и описано, таким образом им удалось сварить совершенно новый
органический компаунд.
Красильников Максим. Ответственный за проектный
тур. 4 курс химического факультета МГУ
10 класс: Дети прекрасно справились с новыми для
них синтезами, которые бывают сложны даже для студентов химфака, что показывает
их сильную заинтересованность.
Мещеряков Николай. Председатель методической
комиссии. 6 курс химического факультета МГУ
9 класс: Участники в ходе выполнения задач
олимпиады показали свои навыки качественного и количественного анализа реальных
образцов на примере различных сплавов. Данная задача представлена в учебном
плане 2 курса Химического факультета МГУ, и ребята с ней прекрасно справились!
Кулинич Яна. Жюри параллели 9-х
классов. 4 курс химического факультета МГУ
Задача,
доставшаяся 8 классу, требовала творческого
подхода, так как не было единого способа решения. Они почувствовали себя
настоящими химиками трехсотлетней давности, столкнулись с такими же тернистыми
путями по поиску ответа на нетривиальный вопрос, а мир многогранен,
и того, что известно о нем, вовсе не хватает. Но
дети справились со своей задачей и в 7 и 8 классе уже занимались титрованием!
Берсенев Евгений. Жюри параллели 8-х
классов. 4 курс химического факультета МГУ
Авторы фото: Н.Каиров, М.Макеева, Ю.Чернова, А.Якименко