Историческая коллекция лабораторного оборудования и
химического инструментария Химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова
Атрибуция экспонатов музейной коллекции
студентами Химического факультета МГУ им.М.В. Ломоносова
Со
значительной частью музейной коллекции можно ознакомиться в выстовочных витринах
Химического факультета на 5-ом этаже.
Однако общий обьем исторических экспонатов на сегодняшний день составляет уже
порядка 60 позиций и, естественно, не может быть полностью размещен в выставочной
витрине. Большая часть коллекции в связи с этим пока находится на запасных
площадях. Ее описание, к которому приступила Е.А.Баум в совместных работах со
студентами, позволяет охарактеризовать интеллектуальный потенциал
университетского пространства в аспекте эволюции его исследовательского
оборудования и результатов лабораторной деятельности при выполнении проектных
работ самого широкого спектра в разные временные эпохи.
Написание
студентами исторических эссе, создание учебно-образовательных роликовпо
атрибуции музейных экспонатов уже давно входит в план учебных работ по двум
историко-химическим курсам, преподаваемым на факультете: “История и методология химии" (для 5-го курса) и
"Введение в историю химии. История химического факультета" (для 3-го курса).
Изучаемые
экспонаты это: серийные приборы,
использовавшиеся учеными факультета при выполнении определенных проектов,
оригинальный химический инструментарий, изготовленный по заказу для проведения
отдельных исследований, а также некоторое сконструированное самими учеными
приборное оборудование. Недавно в
музейную коллекцию включили также некоторые минералы, химические препараты и
химический инструментарий из лекционного неорганического практикума, т.е.
исторические экспонаты, использовавшиеся на факультете для демонстрационных
целей на лекциях. Они составляют сегодня отдельный подраздел коллекции.
В
рамках работы с вещественными источниками коллекции дается характеристика того
или иного предмета с точки зрения его музейной ценности: принимаются обычно во
внимание такие оценочные критерии, как датировка, приоритетность и
распространенность при создании, репрезентативность, мемориальность (связь
объекта рассмотрения с деятельностью выдающихся ученых или рядом важнейших
событий в науке) и др. В связи с последним из перечисленных аспектов оценки
экспонатов обязательным пунктом для описания предмета является привязка его к
деятельности той или иной лаборатории, к экспериментальной работе с ним ее
конкретных сотрудников. В этом отношении были полезными подготовленные рядом
студентов, участников проекта, некоторые интервью с фондодержателями.
Изученные
предметы катологизируются, по результатам проведенных работ создаются
короткометражные учебно-образовательные фильмы. Химический факультет МГУ
им.М.В.Ломоносова презентуя свое
историко-химическое наследие готовится достойно встретить 270-летний юбилей
Московского государственного университета. Материалы его историко-химической
коллекции несомненно способствуют более полному раскрытию интеллектуального
богатства и научного потенциала старейшего
учебного заведения.
Исследования
по развитию музейной коллекции Химического факультета выполняются в рамках
работы по теме "Информационно-методическое обеспечение развития
фундаментального химического образования и научных исследований по химии"
госзадания.
Как
студенты работают с экспонатами музейной коллекции показано в созданном ими фильме.
Е.А.Баум,
Химический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова