Задачи второго теоретического тура по выбору.
Задача 1.
При нагревании двух рацемических соединений А1 и А2 состава С10Н19N с подкисленным раствором перманганата калия образуется одно и то же соединение В.
Взаимодействие как А1, так и А2 с подкисленным раствором нитрита натрия приводит к образованию сложных смесей почти одинакового качественного состава. Из продуктов превращения А1 были выделены кислородсодержащие соединения С состава С10Н18О и углеводороды D1-D7 состава С10Н16.
Каталитическое гидрирование углеводородов D1-D4 приводит к одному и тому же углеводороду Е состава С10Н20. Деструктивное окисление D1 и D2 приводит к образованию одной и той же кислоты F, а аналогичное превращение D3 и D4 дает смесь двух кислот G и Н примерно в равных количествах.
Каталитическое гидрирование углеводородов D5-D7 приводит к образованию из D5 углеводорода I1 состава С10Н18, из D6 образуется изомерный углеводород I2, а соединение D7 дает примерно равные количества I1 и I2. Нагревание смеси D5 - D7 с порошкообразным селеном приводит к образованию единственного углеводорода J состава С10Н8.
Соединения Е, I и J устойчивы к действию разбавленного раствора перманганата калия.
Установите строение соединений А, D-F и напишите схемы описанных превращений.
Приведите возможный механизм образования кислородсодержащих соединений С и углеводородов D.
Было установлено, что соединение J часто бывает окрашено в голубой цвет, причем окраска исчезает при перекристаллизации из кислых растворов. Поясните, какую примесь может содержать вещество J.
Задача 2.
Соединение A и B, являются строительными блоками большого числа существующих в природе веществ, в частности ферментов. Наиболее удобный путь синтеза A в лабораторных условиях может быть представлен следующей схемой:
DMF – диметилформамид
Известно, что если сначала соединение B кипятить с водным раствором
формальдегида в присутсвии п-толуолсульфокислоты, а потом пропускать кислород в течении нескольких часов, получится соединение H с брутто- формулой C20H14N4 , которое имеет в спектре ПМР 3 синглета.
Елси соединение A последовательно обработать POCl3+DMF, TiCl4+Zn (реакция Макмари), а затем пропускать кислород, то получится соединение J имеющее ту же брутто-формулу, что и H, но в спектре ПМР есть 2 дублета и 2 синглета.
Вопросы:
1. Определите, все указанные в задаче вешества A-J.
2. Для чего в синтезе G используют ди-трет-бутил-дикорбанат (BOK)?
3. Сколько сигналов можно будет наблюдать в спектре N15-ЯМР N15-обогащенными H и J при пониженной температуре? Поясните, нарисовав соответствующие структуры.
(ответ в формате PDF)
Задача 3.
Пейте без остановки напитки из Черноголовки.
Газированную воду "Колокольчик" получают, насыщая воду углекислотой под давлением 10 атм. В качестве подкислителя и усилителя вкуса добавляют лимонную кислоту C3H4OH(COOH)3. H2O до концентрации 6,30 г/л и вводят консервант бензоат натрия до 0,1% (по массе). Константы кислотности составляют: для угольной кислоты K1 = 10-6,4, K2 = 10-10,3; для лимонной кислоты K1 = 10-3,1, K2 = 10-4,8, K3 = 10-6,4; для бензойной кислоты K = 10-4,2.
(ответ в формате PDF)
Задача 4.
Рассмотрите приведенную схему превращений соединений одного и того же элемента ( X1 X7). Некоторые свойства соединений представлены в таблице.
SF6 |
X1 |
X2 |
X3 |
X7 |
|
Tпл., оС |
-50,7 |
-052,7 |
-64 |
-121 |
-110 |
Tкип., оС |
-64(субл.) |
30 |
-21 |
-38 |
-44 |
1. Определите состав X1 X7.
2. Напишите уравнения реакций всех приведенных превращений.
3. Нарисуйте геометрическое строение соединений X1, X3, X6, X7.
(ответ в формате PDF)
Задача 5.
Сто пятьдесят лет назад, в 1951 году, Т.Андерсон (1819 - 1874, английский химик, ученик Й.Я.Берцелиуса, Ю.Либиха) при исследовании костяной смолы (продукта сухой перегонки костей) получил новое соединение.
Для очистки, анализа и подтверждения химических свойств полученного соединения солянокислая вытяжка "костного масла" была осаждена солянокислым раствором Pt(IV) - вещество I. Навеску выпавшего желтого осадка прокаливали в потоке водорода. Полученный твердый остаток взвешивали.
Этот прием очистки и анализа ряда соединений был предложен Н.Н.Зининым, который достаточно широко использовал его в своих работах в казанский период.
Для дополнительной очистки I была проведена перекристаллизация из горячего водного раствора. Полученный препарат (II) имел более темную окраску. Длительное кипячение водного раствора I дало еще более темный осадок (III). Результаты химического анализа полученных препаратов приведены в таблице.
В-во |
H,% |
C,% |
N,% |
Cl,% |
Pt,% |
I |
2,20 |
21,44 |
4,86 |
37,25 |
34,25 |
2,15 |
21,38 |
4,88 |
37,18 |
34,08 |
|
II |
2,10 |
22,43 |
5,08 |
33,62 |
36,42 |
2,07 |
22,27 |
5,12 |
33,83 |
36,34 |
|
III |
2,12 |
24,38 |
5,47 |
28,44 |
39,22 |
2,03 |
24,42 |
5,62 |
28,56 |
39,37 |
(ответ в формате PDF)
Задача 6.
В 50-е годы прошлого века соль А синтезировали в две стадии:
при 20 оС из MеX6 (бесцветный, масса m1) и MеY6 (белый, m2) получали эквимолярную смесь бинарных веществ Б (желтое, m3 = 3,82 г, tплав. = 67 оС) и В (зеленое , m4, tплав. > 300оС ), отделяли смесь Б и В от избытка MеX6 (m5 = 4,20 г, tплав. = 17 оС); повышали температуру до 100 оС и отделяли Б от В (n Б : n В = 1:1) в течение нескольких дней при 150 оС проводили реакцию Б (m3) с NOX (m6 = 0,98 г) до образования соли А (оранжевая, mA). В 1962 г. Geichman, Smith, Ogle предложили одностадийную методику синтеза А: при -190 оC вакуумированный никелевый сосуд заполняли смесью MеX6 (m5) и NO (m7); при 60 оС выдерживали смесь 16 часов до образования А (mA). Изучая кинетику этой реакции, авторы обнаружили в промежуточных продуктах смесь NOX и Б.
(ответ в формате PDF)
Задача 7.
Одной из реакций, протекающих с альдегидами в присутствии щелочи, является реакция Канниццаро, протекающая по общей схеме
-Закончите следующие уравнения реакций:
(формальдегид находится в избытке)
Общепризнанный механизм реакции Канниццаро включает два параллельных пути, через анион А и дианион B. Оба пути включают гидридный перенос. Преобладание того или иного пути зависит от концентрации основания.
Схема механизма:
-Пользуясь этим механизмом и методом стационарных концентраций (суть которого заключается в том, что концентрация активного интермедиата, образующегося в ходе реакции в очень малых количествах, полагается постоянной во времени), выведите общее кинетическое уравнение реакции, и на основании его предскажите (k-1>>k3, k-2>>k4):
1)Порядок реакции по основанию и альдегиду при невысокой концентрации основания;
2)Порядок реакции по основанию и альдегиду при повышенной концентрации основания.
В некоторых случаях реакция Канниццаро может давать выход кислоты более 50%. Объясните этот факт, приведя уравнения реакций. Какой из приведенных ниже альдегидов способен дать выход кислоты более 50%?
А. бензойный альдегид.
Б.4-гидроксибензойный альдегид.
В. 4-нитробензойный альдегид.
(ответ в формате PDF)
Задача 8.
Вещество С можно получить конденсацией соединений А и В под действием гидрида натрия в ДМСО с последующим гидролизом. Вещество С существует в трех таутомерных формах – С1, С2 и С3. Две из них, С2 и С3 , обладают заметной кислотностью и могут быть обозначены как HL. Ниже приведена схема превращений с участием С. В каждом из указанных превращений может принимать участие любая форма С.
(ответ в формате PDF)
Задача 9.
В 1992 году немецкими учеными было получено новое органическое соединение
D – гептацикло[13.13.21.15.28.22.13.27.16.10.113.17.120.40] – гексатриаконта – 1,3(33),6,8,10(34),13,15,17(35),20,22,24(36),27 – додекаен. Схема его синтеза приведена ниже:
Известно, что D имеет высокосимметричное строение и простейшую формулу СH.
(ответ в формате PDF)
Задача 10.
Дорогие друзья! Перед Вами - дословная пропись синтеза, взятая из известного "Руководства по неорганическому синтезу" под редакцией Г.Брауэра (т.2, стр. 507). Названия реагентов для синтеза и конечного продукта мы замазали чёрным цветом (специально, чтобы Вы не увидели). По началу мы хотели сочинить (как это обычно и делается) красивую сказку про непутёвого лаборанта, который пролил чернила на методику получения некоторого вещества, которое мы бы обозначили, ну, к примеру, буквой Х. Но нам показалось совершенно невероятным, что чернила, разлитые лаборантом, попали именно на названия ключевых в синтезе веществ. А раз так - мы решили не терзать дальше своего воображения и не выдумывать ярких подробностей несуществующей истории. Как обычно, нам хочется проверить Вашу смекалку и сообразительность в распутывании придуманных нами химических хитросплетений. Может быть, для кого-то из Вас будет подсказкой номер тома и страницы указанного руководства. И это по-своему хорошо, ведь, как известно, знание - сила, а одной смекалки и сообразительности, как показывает опыт, часто бывает недостаточно… Итак, Вам необходимо внимательно прочитать, подумать и ответить на поставленные в конце задачи вопросы.
(ответ в формате PDF)
Задача 11. (в формате PDF) и ответ (в формате PDF)