Сороковая Всероссийская
олимпиада школьников по химии
Ровно 40 лет назад
министр просвещения СССР, заведующий кафедрой химии природных соединений
химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, чл.-корр. АН СССР МА.Прокофьев
подписал приказ о проведении первой Всероссийской олимпиады школьников по
химии. Сороковая Всероссийская олимпиада, которую по праву можно считать
юбилейной, состоялась с 12 по 16 апреля 2004 г. в Челябинске.
|
Герб города Челябинска |
Местом проведения
олимпиады Челябинск выбран не случайно. Это один из крупнейших научно-педагогических центров России. Из года в год
челябинские школьники завоевывают призовые места на всероссийских и
международных химических олимпиадах, тем самым обеспечивая себе право на
зачисление в химические вузы страны. Например, на химическом факультете МГУ
учатся: дипломант II степени Всероссийской олимпиады
школьников по химии 2003 г. Константин Хиванцев, призер Всероссийской олимпиады
и Международной Менделеевской олимпиады стран Содружества и Балтии школьников
по химии 1999—2000 гг. Андрей Асаченко, призер тех же олимпиад 2002—2003 гг.
Антон Меньшинин, призер Всероссийской олимпиады и золотой призер Всемирной
олимпиады 2002 г. Алексей Кудринский.
В этом году во Всероссийской
олимпиаде школьников по химии участвовало четверо школьников из Челябинска.
Двое из них стали призерами. Девятиклассник Александр Плеханов награжден
дипломом II степени, а Дмитрий Белов
завоевал абсолютное первое место. Мы будем рады видеть его (как, впрочем, и
всех остальных призеров) среди студентов химического факультета МГУ.
Как уже состоявшегося
ученого можно вспомнить бывшего олимпийца из Челябинска Евгения Гудилина. Он —
самый молодой доктор химических наук (27 лет), лауреат премии И.И.Шувалова —
высшей награды Московского университета для молодых ученых.
Сороковая
Всероссийская олимпиада школьников по химии — это важное событие для
российского образования. На олимпиаду съехались школьники — победители
федерального окружного этапа, их наставники и учителя, ученые и преподаватели
различных вузов, сотрудники научно-исследовательских институтов, представители
органов управления народным образованием России.
География участников
олимпиады охватывает все уголки России. Всего приехало 164 участника из 57
регионов страны. В их числе не только школьники из таких крупных научных и
образовательных центров, как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань: доля
москвичей, например, составила лишь 10%, около 7% учащихся прибыли из северной
столицы, 6% — из Новосибирской области, 5% - из Татарстана. Большинство же
участников (кстати говоря, и победителей) — это жители отдаленных краев и
областей Российской Федерации: Приморского края, Чувашии, Волгоградской,
Алтайской, Калининградской областей и др.
Победителями и
призерами стали 18 школьников, выступавших за 9-й класс (из них трое
восьмиклассников), 33 школьника, выступавших за 10-й класс, и 25 школьников,
выступавших за 11-й класс (из них трое десятиклассников).
По результатам
заключительного этапа Всероссийской олимпиады была отобрана команда на летние и
зимние сборы Всемирной олимпиады, которая в этом году прошла в немецком городе
Киле. Кроме того, победители этой олимпиады вошли в состав команды РФ для
участия в Международной Менделеевской олимпиаде стран Содружества и Балтии. В
2004 г. она проходила в столице Молдовы, в ней впервые приняли участие команды
Румынии и Болгарии. Все российские ребята показали очень хорошие результаты —
уехали с медалями.
Оглядываясь назад, в
те поистине горячие дни, вспоминаем, что на открытии олимпиады в Челябинске
было сказано много слов о значении этого события, о готовности организаторов
сделать все, чтобы участники и гости чувствовали себя комфортно, чтобы
состязания прошли успешно и встреча запомнилась надолго. Школьникам пожелали
творческих успехов и побед, честной борьбы и бескомпромиссного судейства, новых
впечатлений от общения с интересными людьми. А затем колесо закрутилось! В
течение двух дней без перерыва прошли два теоретических тура: в первой половине
дня за партами сидели школьники, а во второй — члены жюри, срочно проверяющие
их работы. Уже на следующий день был проведен практический тур, причем после
обеда необходимо было еще и организовать показ работ участникам олимпиады.
Итоги олимпиады были подведены далеко за полночь, сроки поджимали: надо было
передать данные в оргкомитет и подготовиться к торжественному закрытию,
назначенному на последний день. Таким образом, включая день открытия, олимпиада
прошла всего за пять дней.
Мы знаем, что
сотрудники Челябинского государственного педагогического университета (ЧГПУ) и
предметная методическая комиссия начали готовиться к этому знаменательному
событию за несколько месяцев до его начала. Тогда предполагалось провести
заключительный этап в течение восьми дней. Опыт показывает, что это минимальный
срок, необходимый для проведения мероприятия такого масштаба. Организаторы
старались сделать все возможное, чтобы олимпиада стала не только
интеллектуальным соревнованием, но и праздником для школьников, а также их
учителей и наставников. Было запланировано знакомство с достопримечательностями
Челябинска, его культурой и историей, "круглые столы" для учителей, членов
методической комиссии и жюри, обзорные лекции и интервью ведущих ученых и
преподавателей для школьников и учителей. Но, увы...
В последний момент
сроки проведения олимпиады были сокращены на три дня. Оргкомитету и жюри
приходилось работать буквально и днями, и ночами. Мероприятие было скомкано, и
не обошлось без накладок. Естественно, в такой ситуации не могло быть и речи о
свободном общении и культурной программе.
А как ждут этих дней
учителя, которые из года в год привозят на олимпиаду своих питомцев! Как
необходим им обмен мнениями, эта интеллектуальная подпитка, которую можно
получить только на Всероссийской олимпиаде, где столь высока концентрация
выдающихся людей и имеется уникальная возможность пообщаться с ними! Участвуя в
проведении олимпиад не один десяток лет, постоянно контактируя со всеми, кто
причастен к этому движению, мы все время чувствуем большую нереализованную
потребность школьников и учителей в общении. Но в этот раз можно было лишь
издали поприветствовать друг друга или в лучшем случае перекинуться несколькими
фразами. Вдобавок оказалось, что многие команды вынуждены уехать до или во
время торжественного закрытия: уже были куплены билеты домой. Праздник, к
сожалению, был омрачен. На душе остался неприятный осадок.
Безусловно,
администрация области, управление образования и науки, преподаватели и
сотрудники ЧГПУ сделали все, что было в их силах. Они готовились к этому
событию с огромным энтузиазмом и желанием. Проблема — в финансировании. В этом
году олимпиада финансировалась из государственного бюджета.
Не за горами очередная
Всероссийская олимпиада. Хочется надеяться, что за год ситуация изменится к
лучшему и правительство России будет на деле проводить политику поддержки
предметных олимпиад — важных государственных мероприятий, выявляющих одаренных
детей, которые, по сути, и составляют самое ценное богатство любой страны.
Давайте попробуем сделать Всероссийскую олимпиаду праздником не только для
учащихся, но и для тех, кто поддерживает и наставляет школьников, для тех, кто
принимает участие в организации состязаний юных интеллектуалов. И детям, и
взрослым необходимо сочетание интеллектуального труда с культурными,
спортивными мероприятиями, встречи с организаторами олимпиады, работниками
культуры, науки и искусства, беседы в узком кругу, в неформальной обстановке.
Иначе выхолащивается сама идея олимпиады как интеллектуального форума.
На предметных олимпиадах
всех уровней, а особенно на заключительном этапе участники олимпиады и их
учителя должны чувствовать, что Всероссийская олимпиада — государственное
событие в российском образовании, каждый участник должен ощутить свою нужность,
востребованность, повысить культурный уровень, получить определенные жизненные
уроки, сделать важные выводы.
Уезжая из Челябинска,
каждый участник олимпиады, каждый учитель, член оргкомитета и жюри увозил с
собой замечательный сувенир — подарокорганизаторов:
содержательный и прекрасно оформленный диск, посвященный юбилейной олимпиаде.
Смотрим видеозапись и понимаем, что все-таки в течение этих пяти суматошных
дней было очень много хорошего. Вопреки трудностям Челябинск будет вспоминаться
с теплотой, чувством глубокой благодарности и признательности организаторам и,
как ни странно, с оптимизмом.
Не успела закончиться сороковая
Всероссийская олимпиада, а методическая комиссия уже готовится к следующей,
сорок первой. И призеры нынешней олимпиады спешат предложить свои хитрые задачки
и химические головоломки для тех, кто окунется в этот мир в будущем году.
В.В.ЛУНИН,
академик РАН, декан химического факультета МГУ;
О.В.АРХАНГЕЛЬСКАЯ, доцент химического факультета МГУ, кандидат химических наук;
И.А.ТЮЛЬКОВ,
сотрудник химического факультета МГУ (Москва)
|