Учебные материалы/ Органическая химия Задачи и упражнения по органической химии
Задачи и упражнения по органической химии
Контрольная работа N 8
Нуклеофильное замещение в ряду аренов. Реакции изомеризации и присоединения аренов
Задача 1. Назовите следующие соединения:
С6Н5СН=СН2,
С6Н5СН=СНСН=СН2,
,
Оценка в баллах: 6.
Задача 2. По каким параметрам в спектрах ИК,
ПМР и УФ можно различить изомерные соединения 1
- 4 и 5 - 7 ?
С6Н5СН2СН2СООСН3
|
С6Н5СН2СН2ОСОСН3 |
|
1 |
2 |
|
|
|
|
С6Н5ОСН2СОСН2СН3 |
С6Н5СОСН2ОСН2СН3
|
|
3 |
4 |
|
|
|
|
С6Н5СН2СН2ОН |
п-СН3С6Н4СН2ОН |
С6Н5ОСН2СН3 |
5 |
6 |
7 |
Оценка в
баллах: 2 + 2 + 2 + 3 + 2 + 2 + 2. Всего 15 баллов.
Задача 3. Предложите химические или
физико-химические (в том числе спектральные)
методы, позволяющие различать соединения 8 - 11.
Какие методы, реагенты и параметры
физико-химических измерений могут быть
информативными?
Оценка в
баллах: 3 + 4 + 2 + 4. Всего 13 баллов.
Задача 4. При получении гербицида, называемого
2,4,5-Т [2,4,5-трихлорфеноксиуксусная кислота, (12)],
наряду с желаемым веществом образуется также
нейтральное вещество С12Н4С14О2,
для которого принята структура 13. Предложите
схему механизма образования соединения 13
(2,3,7,8-тетрахлордибензодиоксин), проявляющего
очень высокую токсичность.

Оценка в
баллах: 5.
Задача 5. Предложите схемы превращения
бензола в 1,3,5-трибромбензол, м- и п-броманилин.
Укажите реагенты и условия проведения реакций,
назовите получаемые соединения.
Оценка в
баллах: 4 + 2 + 3. Всего 9 баллов.
Задача 6. Предложите методы и реагенты для
осуществления следующих многостадийных
превращений:

Оценка в
баллах: 2 + 3 + 5 + 5. Всего 15 баллов.
Задача 7. В отличие от 2,4-динитрохлорбензола,
легко обменивающего хлор в реакциях с
нуклеофильными реагентами, м-броманизол не
вступает в реакцию в тех же условиях. Лишь при
использовании более энергичных реагентов и
условий удается осуществить замещение брома в
м-броманизоле (например, при действии амида
натрия в жидком аммиаке). Однако при этом
продуктами реакции оказываются все три
возможных изомерных анизидина. Выскажите Ваши
соображения о причинах отсутствия селективности
в последней реакции и о возможнных
интермедиатах.
Оценка в
баллах: 7.
Задача 8. Нагреванием смеси соединений С6Н6О2
и С4Н2О3 получен
полициклический аддукт 21. К какому типу
превращений следует отнести эту реакцию?
Предложите структуры соединений С6Н6О2
и С4Н2О3.
Оценка в
баллах: 5.
Задача 9. о-Фенилдиазонийкарбоксилат (22), легко
доступный в результате диазотирования
антраниловой кислоты, при нагревании в смеси с
фураном или антраценом теряет азот, СО2 и
образует аддукты 23 и 24. Выскажите Ваши
соображения о схеме механизма образования
упомянутых аддуктов.
Оценка в
баллах: 5.
Задача 10. Известно, что жук-бомбардир
защищается от своих врагов оригинальным
способом. В момент нападения в организме жука
смешиваются хранящиеся в защитных железах
перекись водорода и фенолы 25. Экзотермическая
реакция между этими компонентами,
катализируемая ферментами, завершается
образованием смеси, выбрасываемой в сторону
нападающего существа. Каким, по Вашему мнению,
может быть состав оборонительного оружия
жука-бомбардира?
Оценка в
баллах: 5.
Общая сумма баллов: 85.
|