1. Наименование практики Научно-исследовательская
работа
Практика
проводится во 7, 8, 9 и 11-м семестрах и предназначена для ознакомления
учащихся с основными направлениями исследований, достижений и перспективных
направлений развития науки и техники в выбранной области химии. При ее выполнении
студенты получают навыки работы с научной литературой и поисковыми базами
данных, знакомятся с выбранной темой научной работы, представленными в
литературе подходами к решению аналогичных проблем, экспериментальными и
расчетными методами решения поставленных задач.
- обучение навыкам
сбора, анализа, систематизации и обобщения результатов научных исследований;
- формирование у
студентов умения планировать и реализовывать планы исследования по заданной
тематике с использованием современных экспериментальных и расчетных методов,
информационных и инновационных технологий;
- формирование
навыков представления результатов НИР в виде отчётов и тезисов докладов научных
конференций;
- создание условий
для взаимодействия обучающихся с коллегами при решении исследовательских задач;
- создание условий
для профессионального самообразования обучающихся и выбора профессиональной
карьеры.
2. Планируемые
результаты обучения по практике "Научно-исследовательская работа", соотнесенные
с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями
выпускников)
Компетенция
|
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
|
УК-1.С Способность формулировать научно обоснованные
гипотезы, создавать теоретические модели явлений и процессов, применять
методологию научного познания в профессиональной деятельности
|
Уметь: применять методологию
научного познания при планировании научного исследования и интерпретации
полученных результатов
Владеть: методологией
научного познания применительно к профессиональной сфере деятельности
|
УК-2.С Готовность к саморазвитию, самореализации,
использованию творческого потенциала
|
Уметь: анализировать
и творчески использовать имеющийся опыт в соответствии с задачами саморазвития
Уметь:
самостоятельно планировать и осуществлять процесс саморазвития в научной
сфере деятельности
|
УК-3.С Способность
осуществлять письменную и устную коммуникацию на иностранном (иностранных)
языках в процессе межкультурного взаимодействия в академической и
профессиональной сферах на основе современных коммуникативных технологий
|
Уметь:
представить результаты своих
исследований в устной форме на английском языке
Владеть: навыками оформления результатов научных
исследований в виде тезисов и/или отдельных частей статьи на английском языке
|
УК-4.С
Способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации в академической и профессиональной сферах на
основе современных коммуникативных технологий
|
Уметь:
оформить результаты научных
исследований согласно требованиям профессионального сообщества
Владеть: навыками представления результатов своих
исследований в устной и письменной формах в соответствии с нормами и
правилами, принятыми в научном сообществе
|
УК-5.С Готовность действовать в нестандартных
ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
|
Уметь: оценивать и прогнозировать последствия своей
социальной и профессиональной деятельности
|
УК-12.С Способность создавать и поддерживать безопасные
условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных
ситуаций
|
Знать:
нормы и требования техники
безопасности при работе в химической лаборатории
Уметь: осуществлять научную деятельность с учетом норм
и правил техники безопасности в лабораторных условиях
Владеть: навыками безопасной работы с химическими
реактивами и оборудованием при выполнении научных исследований
|
УК-13.С
Способность осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие для
реализации своей роли в команде и достижения командных целей и задач
|
Иметь
опыт: разработки стратегии сотрудничества и организации
взаимодействия в научном коллективе при проведении научных исследований
|
УК-14.С
Способность использовать современные информационно-коммуникационные
технологии в академической и профессиональной сферах
|
Владеть: навыками сбора, обработки и представления
научной информации с использованием современных компьютерных технологий
|
ОПК-1.С. Способность решать современные проблемы
фундаментальной и прикладной химии, используя методологию научного подхода и
систему фундаментальных химических понятий и законов
|
Владеть: навыками применения методологии научного
подхода при выполнении исследований химической направленности
|
ОПК-2.С. Способность проводить химический
эксперимент с соблюдением норм безопасного обращения с химическими материалами,
адекватно оценивая возможные риски с учетом свойств веществ
|
Владеть: навыками использования результатов экспериментальных исследований (литературные и
собственные данные) при решении задач НИР, поставленных специалистом более
высокой квалификации
|
ОПК-3.С. Способность использовать методы регистрации и
обработки результатов экспериментов, в том числе, полученных на современном
научном оборудовании
|
Уметь: формулировать заключения и выводы по результатам анализа представленных в
литературе и собственных экспериментальных работ в выбранной области химии
Владеть: навыками формулировки заключений, выводов и
рекомендаций по результатам анализа информации химического профиля
|
ОПК-4.С. Способность создавать математические
модели профессиональных задач, учитывать ограничения и границы применимости
моделей, интерпретировать полученные математические результаты
|
Владеть: навыками анализа и интерпретации результатов
моделирования свойств веществ и процессов с их участием при решении задач
научного исследования в выбранной области химии
|
ОПК-5.С. Способность использовать современные
расчетно-теоретические методы изучения свойств веществ и процессов с их
участием при решении профессиональных задач
|
Владеть: навыками использования современных
теоретических и полуэмпирических методов химии при решении задач научного
исследования
|
ОПК-6.С. Способность использовать в профессиональной деятельности базовые знания
в области физики и математики
|
Владеть:
навыками применения
физико-математических знаний при обработке и интерпретации результатов
научных исследований в области химии
|
ОПК-7.С. Способность собирать, анализировать, обрабатывать и представлять
информацию с использованием современных компьютерных технологий, общих и профессиональных
баз данных
|
Владеть: навыками применения современных IT-технологий в практике научной работы (при сборе, анализе и
представлении информации химического профиля)
|
ОПК-8.С. Способность применять стандартные
программные продукты для решения задач профессиональной деятельности с учетом
основных требований информационной безопасности.
|
Владеть: навыками использования
программных продуктов при проведении собственных научных исследований и
представлении их результатов профессиональному сообществу
|
ОПК-9.С. Способность представлять результаты
профессиональной деятельности в устной и письменной форме в соответствии с
нормами и правилами, принятыми в профессиональном сообществе.
|
Владеть: навыками подготовки и представлению презентации по теме работы на русском и (или) английском
языках
|
ПК-1.С
Способность в
рамках задачи, поставленной специалистом более высокой квалификации,
определять методологию исследования, составлять план работы и предлагать
методы (в том числе, нестандартные) решения поставленных задач химической
направленности
|
Уметь: сформулировать
конкретные задачи работы в рамках заданной темы и реализовать их на практике
Уметь: оценить достоинства и недостатки возможных способов
решения научной проблемы
Владеть: навыками анализа альтернативных способов
решения задач НИР и выбора оптимального метода решения
|
ПК-2.С Способность
в рамках задачи, поставленной специалистом более высокой квалификации,
проводить экспериментальные и (или) расчетно-теоретические исследования
и (или) осуществлять разработки с получением научного и (или)
научно-практического результата, оценивать достоверность и значимость
результатов научных исследований
|
Уметь: оценить научную
новизну, практическую значимость и достоверность результатов научных
исследований
Владеть: навыками формулировки научной новизны,
практической значимости и достоверности результатов собственных научных
исследований
|
ПК-3.С
Способность готовить отдельные документы, связанные с проводимой научно-исследовательской
работой и (или) опытно-конструкторской работой
|
Уметь:
подготовить вспомогательный
материал для заявки на финансирование НИР
Владеть: навыками оформления отдельных разделов отчетов
по итогам НИР
|
СПК-1.С. Способность применять полученные
знания о современных процессах и тенденциях в области нефтепереработки,
нефте- и газохимии для формулировки и решения проблем в области нефтепереработки,
нефте- и газохимии, катализа
|
Уметь: выбирать направление
экспериментальных исследований при изучении нефтехимических процессов, в области переработки нефти, адекватное
поставленной задаче
Уметь: оценить
возможные источники ошибок при изучении систем различной природы с помощью инструментальных
методов (Хроматография, молекулярная спектроскопия, термический анализ, микроскопия
высокого разрешения, методы анализа поверхности и пр.)
Владеть основами знаний по оценке
возможностей каждого из типов катализаторов.
Владеть:
навыками статистической обработки данных физико-химического эксперимента
|
СПК-2.С Владение основными экспериментальными
методами и подходами, физико-химическими методами анализа, применяемыми в
области нефтепереработки, нефте- и газохимии, катализа, для решения задач
профессиональной деятельности
|
Владеть:
навыками проведения экспериментальных исследований в области нефтехимии.
Владеть:
основными экспериментальными методами и подходами, физико-химическими
методами анализа, применяемыми в области нефтепереработки, нефте- и
газохимии, катализа, для решения задач профессиональной деятельности
Владеть: навыками работы на современном научном
оборудовании для определения состава
сложных смесей органических веществ и физико-химических свойств веществ
|
СПК-3.С Владение методикой и
способность самостоятельного изучения и анализа научно-технических, патентных
и учебных материалов в области нефтепереработки, нефте- и газохимии,
катализа
|
Уметь: применять теоретические
представления в области катализа для подбора катализатора для конкретной
реакции;
Уметь
предложить для получения определенных видов моторных топлив конкретный
источник сырья и способ его переработки
Уметь
использовать литературные источники для создания концепции получения
конкретного вида моторного топлива
Владеть:
методами исследования активности, селективности и стабильности катализаторов
и методами их характеризации
Владеть:
методикой освоения новых знаний в области переработки нефти;
Владеть:
методикой самостоятельного изучения и анализа научно-технических, патентных и
учебных материалов в области нефтепереработки, нефте- и газохимии, катализа
Владеть: навыками использования программных средств и
работы в компьютерных сетях, использования ресурсов интернета; основными
методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации
при решении задач конкретных нефтехимических процессов
|
СПК-4.С. Способность выбрать конкретные источник
сырья и способы его переработки в моторные топлива, продукты нефтехимии,
газохимии
|
Уметь: выбирать направление
экспериментальных исследований при изучении нефтехимических процессов, в области переработки нефти, адекватное
поставленной задаче
Уметь:
оценить возможные источники ошибок
при изучении систем различной природы с помощью инструментальных методов
(Хроматография, молекулярная спектроскопия, термический анализ, микроскопия
высокого разрешения, методы анализа поверхности и пр.)
Уметь
рассчитывать константу равновесия реакции
Уметь:
применить теоретические
основы современных физико-химических методов при анализе и представлении
материала научного сообщения на заданную тему
Уметь
использовать литературные источники для расчёта термодинамических параметров
каталитических реакций;
Владеть основами знаний по оценке
возможностей каждого из типов катализаторов.
Владеть: навыками статистической обработки данных
физико-химического эксперимента
|
СПК-5.С Способность подбирать катализаторы,
конкретные методы их синтеза в зависимости от каталитического процесса
|
Уметь: подбирать катализаторы,
конкретные методы их синтеза в зависимости от типа каталитического процесса и
комплексно исследовать их свойства
|
3. Объем практики
составляет 24 зачетных единицы, всего 864 часа, из которых 184
часа составляет контактная работа студента с преподавателем (176 часов –
индивидуальные консультации, 8 часов - промежуточный контроль успеваемости), 680
часов составляет самостоятельная работа студента).