1. Наименование практики Научно-исследовательская
работа
Практика
проводится во 7, 8, 9 и 11-м семестрах и предназначена для ознакомления
учащихся с основными направлениями исследований, достижений и перспективных
направлений развития науки и техники в выбранной области химии. При ее выполнении
студенты получают навыки работы с научной литературой и поисковыми базами
данных, знакомятся с выбранной темой научной работы, представленными в
литературе подходами к решению аналогичных проблем, экспериментальными и
расчетными методами решения поставленных задач.
- обучение навыкам
сбора, анализа, систематизации и обобщения результатов научных исследований;
- формирование у
студентов умения планировать и реализовывать планы исследования по заданной
тематике с использованием современных экспериментальных и расчетных методов,
информационных и инновационных технологий;
- формирование
навыков представления результатов НИР в виде отчётов и тезисов докладов научных
конференций;
- создание условий
для взаимодействия обучающихся с коллегами при решении исследовательских задач;
- создание условий
для профессионального самообразования обучающихся и выбора профессиональной
карьеры.
2. Планируемые
результаты обучения по практике "Научно-исследовательская работа", соотнесенные
с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями
выпускников)
Компетенция
|
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
|
УК-1.С Способность формулировать научно обоснованные
гипотезы, создавать теоретические модели явлений и процессов, применять методологию
научного познания в профессиональной деятельности
|
Уметь: применять методологию
научного познания при планировании научного исследования и интерпретации
полученных результатов
Владеть: методологией
научного познания применительно к профессиональной сфере деятельности
|
УК-2.С Готовность к саморазвитию, самореализации,
использованию творческого потенциала
|
Уметь: анализировать
и творчески использовать имеющийся опыт в соответствии с задачами саморазвития
Уметь:
самостоятельно планировать и осуществлять процесс саморазвития в научной
сфере деятельности
|
УК-3.С Способность
осуществлять письменную и устную коммуникацию на иностранном (иностранных)
языках в процессе межкультурного взаимодействия в академической и
профессиональной сферах на основе современных коммуникативных технологий
|
Уметь:
представить результаты своих
исследований в устной форме на английском языке
Владеть: навыками оформления результатов научных
исследований в виде тезисов и/или отдельных частей статьи на английском языке
|
УК-4.С
Способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации в академической и профессиональной сферах на
основе современных коммуникативных технологий
|
Уметь:
оформить результаты научных
исследований согласно требованиям профессионального сообщества
Владеть: навыками представления результатов своих
исследований в устной и письменной формах в соответствии с нормами и
правилами, принятыми в научном сообществе
|
УК-5.С Готовность действовать в нестандартных
ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
|
Уметь: оценивать и прогнозировать последствия своей
социальной и профессиональной деятельности
|
УК-12.С Способность создавать и поддерживать безопасные
условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных
ситуаций
|
Знать:
нормы и требования техники
безопасности при работе в химической лаборатории
Уметь: осуществлять научную деятельность с учетом норм
и правил техники безопасности в лабораторных условиях
Владеть: навыками безопасной работы с химическими
реактивами и оборудованием при выполнении научных исследований
|
УК-13.С
Способность осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие для
реализации своей роли в команде и достижения командных целей и задач
|
Иметь
опыт: разработки стратегии сотрудничества и организации
взаимодействия в научном коллективе при проведении научных исследований
|
УК-14.С
Способность использовать современные информационно-коммуникационные
технологии в академической и профессиональной сферах
|
Владеть: навыками сбора, обработки и представления
научной информации с использованием современных компьютерных технологий
|
ОПК-1.С. Способность решать современные проблемы
фундаментальной и прикладной химии, используя методологию научного подхода и
систему фундаментальных химических понятий и законов
|
Владеть: навыками применения методологии научного
подхода при выполнении исследований химической направленности
|
ОПК-2.С. Способность проводить химический
эксперимент с соблюдением норм безопасного обращения с химическими материалами,
адекватно оценивая возможные риски с учетом свойств веществ
|
Владеть: навыками использования результатов экспериментальных исследований (литературные и
собственные данные) при решении задач НИР, поставленных специалистом более
высокой квалификации
|
ОПК-3.С. Способность использовать методы регистрации и
обработки результатов экспериментов, в том числе, полученных на современном
научном оборудовании
|
Уметь: формулировать заключения и выводы по результатам анализа представленных в
литературе и собственных экспериментальных работ в выбранной области химии
Владеть: навыками формулировки заключений, выводов и
рекомендаций по результатам анализа информации химического профиля
|
ОПК-4.С. Способность создавать математические
модели профессиональных задач, учитывать ограничения и границы применимости
моделей, интерпретировать полученные математические результаты
|
Владеть: навыками анализа и интерпретации результатов
моделирования свойств веществ и процессов с их участием при решении задач
научного исследования в выбранной области химии
|
ОПК-5.С. Способность использовать современные расчетно-теоретические
методы изучения свойств веществ и процессов с их участием при решении
профессиональных задач
|
Владеть: навыками использования современных
теоретических и полуэмпирических методов химии при решении задач научного
исследования
|
ОПК-6.С. Способность использовать в профессиональной деятельности базовые знания
в области физики и математики
|
Владеть:
навыками применения
физико-математических знаний при обработке и интерпретации результатов
научных исследований в области химии
|
ОПК-7.С. Способность собирать, анализировать, обрабатывать и представлять
информацию с использованием современных компьютерных технологий, общих и профессиональных
баз данных
|
Владеть: навыками применения современных IT-технологий в практике научной работы (при сборе, анализе и
представлении информации химического профиля)
|
ОПК-8.С. Способность применять стандартные
программные продукты для решения задач профессиональной деятельности с учетом
основных требований информационной безопасности.
|
Владеть: навыками использования
программных продуктов при проведении собственных научных исследований и
представлении их результатов профессиональному сообществу
|
ОПК-9.С. Способность представлять результаты
профессиональной деятельности в устной и письменной форме в соответствии с
нормами и правилами, принятыми в профессиональном сообществе.
|
Владеть: навыками подготовки и представлению презентации по теме работы на русском и (или) английском
языках
|
ПК-1.С
Способность в
рамках задачи, поставленной специалистом более высокой квалификации,
определять методологию исследования, составлять план работы и предлагать
методы (в том числе, нестандартные) решения поставленных задач химической
направленности
|
Уметь: сформулировать
конкретные задачи работы в рамках заданной темы и реализовать их на практике
Уметь: оценить достоинства и недостатки возможных
способов решения научной проблемы
Владеть: навыками анализа альтернативных способов
решения задач НИР и выбора оптимального метода решения
|
ПК-2.С Способность
в рамках задачи, поставленной специалистом более высокой квалификации,
проводить экспериментальные и (или) расчетно-теоретические исследования
и (или) осуществлять разработки с получением научного и (или)
научно-практического результата, оценивать достоверность и значимость
результатов научных исследований
|
Уметь: оценить научную
новизну, практическую значимость и достоверность результатов научных
исследований
Владеть: навыками формулировки научной новизны,
практической значимости и достоверности результатов собственных научных
исследований
|
ПК-3.С
Способность готовить отдельные документы, связанные с проводимой научно-исследовательской
работой и (или) опытно-конструкторской работой
|
Уметь:
подготовить вспомогательный
материал для заявки на финансирование НИР
Владеть: навыками оформления отдельных разделов отчетов
по итогам НИР
|
СПК-1.С Способность использовать физические
основы радиационной химии для общей характеристики радиационно-химических
процессов при действии различных видов ионизирующих излучений
|
Уметь: осуществлять количественные
оценки эффективности радиационно-химических и фотохимических процессов на
основе общих представлений химии высоких энергий
Уметь: применить теоретические основы современной
радиационной химии при анализе и представлении материала научного сообщения
на заданную тему
Владеть:
приемами использования различных единиц измерения и способов описания,
используемых в радиационной химии фотохимии и соотношениями между ними
|
СПК-2.С. Владение теоретическими основами
экспериментальных методов исследования радиационно-химических процессов в
конденсированных средах и практическими навыками их использования для решения
конкретных задач профессиональной деятельности
|
Уметь: анализировать
литературные данные, осуществлять обоснованный выбор методов радиационно-химического
исследования
Уметь: анализировать
спектры ЭПР радикалов и ион-радикалов (в том числе – с учетом динамики)
Уметь: интерпретировать результаты спектроскопических
исследований с применением различных подходов стабилизации интермедиатов
Владеть: методами расчета характеристик радиационно-химических
процессов и сравнительно анализа возможных механизмов при различных параметрах
действующего излучения
|
СПК-3.С Понимание закономерности влияния
молекулярной структуры на механизм радиационно-химических процессов, способность
оценивать вероятные направления радиационно-химических превращений из
имеющихся экспериментальных и теоретических данных о структуре и свойствах
ионизированных и возбужденных молекул
|
Уметь: использовать знания
механизмов радиационно-химических превращений ключевых модельных соединений
для интерпретации экспериментальных данных и прогнозирования основных каналов
радиационно-химических различных молекулярных систем
Владеть: приемами поиска необходимой справочной
информации, критического анализа литературных данных, методами проведения
физико-химических расчетов и оценок параметров радиационно-химических
процессов
|
СПК-4.С Способность
формировать и модифицировать наноструктуры и наноматериалы с учетом основных
принципов радиационно-химических процессов
|
Уметь: формировать и модифицировать наноструктуры и
наноматериалы с учетом основных принципов радиационно-химических процессов
Владеть:
навыками формирования наночастиц и других типов
наноструктур под действием ионизирующих излучений
|
СПК-5.С Владение
представлениями об основах радиационно-химических технологий и способность
оценивать перспективы практического использования различных
радиационно-химических процессов
|
Уметь: использовать указанные знания для решения конкретных
задач, связанных с прогнозированием и регулированием радиационной чувствительности
полимерных материалов
Владеть:
приемами анализа
экспериментальных данных, поиска справочной информации, методами оценки
ожидаемых эффектов в конкретных полимерных системах
|
3. Объем практики
составляет 24 зачетных единицы, всего 864 часа, из которых 184
часа составляет контактная работа студента с преподавателем (176 часов –
индивидуальные консультации, 8 часов - промежуточный контроль успеваемости), 680
часов составляет самостоятельная работа студента).