Глава 1. КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
1.1. Теоретическая часть
Как известно из школьного курса химии, все вещества, неорганические и органические, можно классифицировать, то есть выделить группы веществ, сходные либо по свойствам, либо по строению. Признак, по которому вещества делят на группы (классы) называется классификационным признаком. Так, основываясь на составе, можно разделить вещества на простые и сложные. Простые, в свою очередь, на металлы и неметаллы, а сложные - на оксиды, основания, кислоты, соли и др.
Возможна также классификация соединений по другим классификационным признакам.
Например, оксиды, на основании проявляемых ими кислотно-основных свойств, можно разделить на следующие классы:
основные оксиды CaO, MgO, Li2O
амфотерные оксиды Al2O3, ZnO, Cr2O3,
PbO
кислотные оксиды СО2, SO3, Mn2O7,
P2O5
несолеобразующие (индифферентные) CO, NO, N2O,WO2,
TiO
На основании того же классификационного признака (кислотно-основных свойств) можно разделить и гидроксиды:
основания Ca(OH)2, Mg(OH)2, LiOH, Cu(OH)2
амфотерные гидроксиды Al(OH)3, Zn(OH)2, Cr(OH)3
кислоты H2SO4, H3PO4, HMnO4
Кроме того, те же оксиды можно классифицировать по их окислительно-восстановительным свойствам, агрегатному состоянию и т.д.
Рис 1.1. Связь между основными классами неорганических соединений
На схеме (рис. 1.1.) представлена связь между основными классами неорганических соединений. Данная схема позволяет предложить пути получения одних классов соединений из других и оценить возможность их взаимодействия друг с другом.
Из рис.1.1 видно, что получить из металла соль (например Mg3(PO4)2) можно по схеме 1 2 5 (Mg MgO Mg(OH)2 Mg3(PO4)2), или по схеме 1 4 (Mg MgO Mg3(PO4)2), или 3 (Mg Mg3(PO4)2).
Получить из неметалла соль (например Na2SO3) можно по схеме 9 10 8 (S SO2 H2SO3 Na2SO3) или по пути 9 7 (S SO2 Na2SO3) или 6 (S Na2SO3).
Представленные на схеме переходы возможны не во всех случаях. Так, переход оксид гидроксид возможен только для щелочных, щелочноземельных, редкоземельных металлов и магния. Переход гидроксид оксид возможен для большинства металлов (за исключением щелочных). Для щелочноземельных металлов, например, кальция, осуществимы оба перехода.
Не всегда можно получить и кислоту (например, кремниевую) из соответствующего ей оксида (SiO2).
1.1.1. Вопросы по теме
1.2. Работа 1. Получение сложных
веществ из простых1.2.2. Реактивы
Уголь, сера, известковая вода, металлический
кальций, раствор универсального индикатора. 1.2.3.
Оборудование
Тигель или фарфоровая чашка, горелка, защитные
очки, аппарат Киппа, заправленный на получение
углекислого газа, стаканы на 50-100 мл (2 шт),
установка для фильтрования, фильтры бумажные,
ложка для сжигания, корковая пробка, колба
коническая на 250 мл, пипетки.
1.2.4. Порядок выполнения эксперимента
Опыт 1. Получение угольной кислоты и
гидрокарбоната кальция из угля
Налейте в коническую колбу на 250 мл 10–15 мл дистиллированной воды.
Воткните ручку ложки для сжигания в корковую
пробку, диаметр которой больше диаметра горла
колбы, используемой в опыте. Отрегулируйте длину
ложки так, чтобы при закрывании колбы пробкой,
она не доходила до дна колбы примерно на 2-3 см.
В ложку поместите кусочек угля. Подожгите уголь
пламенем горелки и быстро опустите ложку в колбу.
После окончания горения взболтайте содержимое
колбы.
Оцените рН полученного раствора с помощью
универсального индикатора (добавьте две капли).
Добавьте в колбу 10-15 мл насыщенный раствор
гидроксида кальция (известковой воды). Половину
образовавшегося мутного раствора отлейте в
стакан и пропускайте в него углекислый газ из
аппарата Киппа до исчезновения осадка.
Полученный прозрачный раствор нагрейте до
кипения.
Вопросы и задания
Опыт 2. Получение сернистой кислоты исходя из серы
Налейте в коническую колбу на 250 мл 10-15 мл
дистиллированной воды.
Воткните ручку ложки для сжигания в корковую
пробку, диаметр которой больше диаметра горла
колбы. Отрегулируйте длину ручки так, чтобы при
закрывании колбы пробкой ложка не доходила до ее
дна примерно на 2-3 см.
В ложку поместите кусочек серы. Подожгите серу
пламенем горелки и быстро опустите ложку в колбу.
После окончания горения взболтайте содержимое
колбы.
Оцените рН полученного раствора с помощью
универсального индикатора. (добавьте две капли)
Вопросы и задания
Опыт 3. Получение гидрокарбоната кальция
исходя из кальция
Данный опыт следует проводить в защитных
очках.
Кусочек металлического кальция (размером с
фасолину) поместите в тигель или фарфоровую
чашку и нагрейте в пламени горелки до
воспламенения кальция. Уберите горелку. Отметьте
цвет пламени.
К полученному продукту (после охлаждения)
добавьте воды (1-2 мл). Опишите свои наблюдения.
Перенесите полученный продукт в стакан или
пробирку. (Можно переносить с помощью шпателя,
можно - смывая водой). Добавьте еще 5-10 мл воды и 1-2
капли универсального индикатора. Сделайте вывод
о растворимости и кислотно-основных свойствах
полученного соединения.
Дайте смеси отстояться и слейте с осадка 10-15 мл
раствора в другой стакан или колбу объемом 50-100
мл.
Пропустите в раствор ток углекислого газа из
аппарата Киппа до помутнения раствора. Каков
состав осадка?
Продолжите пропускание углекислого газа до
исчезновения осадка. Полученный прозрачный
раствор нагрейте до кипения.
Вопросы и задания
Опыт 4. Получение сульфита кальция исходя из
кальция
Данный опыт следует проводить в защитных
очках.
Кусочек металлического кальция (размером с
фасолину) поместите в тигель или фарфоровую
чашку и нагрейте в пламени горелки до
воспламенения кальция. Уберите горелку. Отметьте
цвет пламени.
К полученному продукту (после охлаждения)
добавьте воды (1-2 мл). Опишите свои наблюдения.
Перенесите полученный продукт в стакан или
пробирку. (Можно переносить с помощью шпателя,
можно - смывая водой). Добавьте еще 5-10 мл воды и 1-2
капли универсального индикатора. Сделайте вывод
о растворимости и кислотно-основных свойствах
полученного соединения.
После того, как смесь отстоится, перенесите 10-15 мл
раствора в колбу объемом 200-250 мл.
Воткните ручку ложки для сжигания в корковую
пробку, диаметр которой больше диаметра горла
колбы и отрегулируйте ее длину так, чтобы при
закрывании пробки ложка не касалась раствора в
колбе. В ложку поместите кусочек серы. Подожгите
серу пламенем горелки и быстро опустите ложку в
колбу. Отметьте цвет пламени серы. После
окончания горения взболтайте содержимое колбы и
сделайте вывод о растворимости продукта.
Вопросы и задания
1.2.5. Что должен представить студент преподавателю для сдачи работы
1.3. Работа 2. Получение, свойства и взаимопревращения
оксидов и гидроксидов1.3.2. Реактивы
Растворы NaOH (1 М), HCl (0,1, 1 М), NH3aq (2
М), раствор универсального индикатора, растворы
солей Al3+, Fe3+, Ca2+, Cu2+, Mg2+,
Zn2+ (1 М); Al2O3, Fe2O3,
CaO, MgO, CuO, ZnO.
1.3.3. Оборудование
Горелка, пробиркодержатель, пробирки
1.3.4. Порядок выполнения эксперимента
Опыт 5. Получение и свойства гидроксида и
оксида меди (II)
В пробирку налейте 1-2 мл 1 М раствора соли меди.
По каплям добавляйте 1 М гидроксид натрия до
выпадения осадка.
Взболтайте содержимое пробирки и его половину
перенесите в другую пробирку. Одну из пробирок
закрепите в держателе и нагрейте до изменения
окраски.
После того, как пробирка остынет, в обе пробирки
по каплям прилейте 1 М раствор соляной кислоты.
Вопросы и задания
Опыт 6. Получение и свойства амфотерного
гидроксида
Возьмите две пробирки.
В первую налейте 2-3 мл 1 М раствора соли алюминия
и прибавляйте по каплям 1 М раствор гидроксида
натрия до выпадения осадка и его последующего
растворения. Отметьте, сколько капель раствора
гидроксида натрия было затрачено.
К полученному раствору прибавьте несколько
капель 0,1 М соляной кислоты до выпадения осадка.
Объясните наблюдаемое явление.
Во вторую пробирку налейте столько капель 1 М
раствора гидроксида натрия, сколько было
добавлено в первую пробирку. Прибавьте к этому
раствору по каплям до выпадения осадка раствор
соли алюминия (1 М). Испытайте полученный осадок
на растворимость в кислоте и щелочи.
Вопросы и задания
Опыт 7. Взаимопревращения оксидов и гидроксидов
7.1. Получение оксида из гидроксида.
Из предложенного списка растворов солей
(алюминия, железа (III), кальция, меди (II), магния,
цинка) выберите один, из которого можно получить
оксид по схеме: 5 2. Обоснуйте свой
выбор.
Получите из раствора соли гидроксид. Затем
получите из этого гидроксида оксид.
7.2. Получение гидроксида из оксида
Из оксидов (алюминия, железа (III), кальция, меди
(II), магния, цинка) выберите один, из которого
можно получить гидроксид. Обоснуйте свой выбор.
Из выбранного Вами оксида получите гидроксид. С
помощью индикатора докажите, что полученное
вещество является основным гидроксидом.
Вопросы и задания
1.3.5. Что должен представить студент
преподавателю для сдачи работы
1.4. Задачи
Одинаковые или разные конечные продукты будут получены? Напишите соответствующие реакции.