ChemNet
 
Химический факультет МГУ

Спецкурсы по гуманитарным дисциплинам

Алхимия в современном мире

Лектор(ы): Винокуров Владимир Васильевич,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова


Аннотация к дисциплине

Цель дисциплины – изучение современных вариаций алхимического мифа, предлагающего сложный синтез науки, философии и религии. В задачи дисциплины входит изучение исторических подходов к интерпретации  алхимии, и в зависимости от них устанавливается предметное поле алхимии.

Начиная с конца XIX века возродились все основные дисциплины магико-когнитивного комплекса, и сегодня они представлены на всех уровнях общественного сознания. В этом комплексе "королевское искусство" алхимии занимает свое достойное место.

В массовом сознании и массовой культуре тема алхимии сегодня присутствует в рекламе, в модных глянцевых журналах и  научно-популярных книгах, в произведениях художественной литературы и изобразительного искусства, в кинематографии. Современная художественная и научно-публицистическая литература привлекает наше внимание не столько к самому философскому камню, сколько к герою, который отправляется на его поиски, к алхимику. Иными словами современная проза акцентирует не предмет великого делания, а его субъект. Темы алхимии и философского камня присутствуют в популярной серии романов  Джоан Роллинг о Гарри Поттере, о "мальчике, который выжил". Алхимик, его становление, поиски и "трансмутация" являются предметом цикла алхимических романов Густава Майринка (1868 – 1932). Сама последовательность романов воспроизводит последовательность операций Великого Делания: nigredo – albedo – rubedo (черное, белое, красное).

В элитарном сознании и элитарной культуре тема алхимии присутствует в философии и психологии, в практике герметических орденов и эзотерических школ. В философии ХХ века алхимическая тема продолжается в философских произведениях Рене Генона (1886 – 1951) и Юлиуса Эволы (1898 – 1974). Людвиг Витгенштейн затрагивает тему алхимии в  "Замечаниях по основам математики" (1941 и 1944г.г.): "Можно говорить о своего рода алхимии в математике".

Алхимия играет значительную роль в глубинной психологии К.Г. Юнга (1875 – 1961) и его последователей, в религиоведении Мирчи Элиаде (1907 – 1986). Можно обнаружить и определенные параллели между алхимией и эволюционной моделью П. Тейяра де Шардена (1881 – 1955). Наконец, в современном мире существуют алхимические школы и лаборатории, в которых ученики алхимиков прошлого и настоящего пытаются воспроизвести Великое Делание и получить если не философский камень, то лекарства нового поколения..

В определенных слоях интеллектуалов алхимия в современном сознании перестала восприниматься как научное заблуждение, которое вело к массе бесплодных попыток получить философский камень, то есть какое-то вещество, при помощи которого можно превратить свинец в золото, и при помощи последнего обрести владычество над миром. Во всех указанных выше произведениях алхимия присутствует как феномен, сущность которого таинственна и непонятна, или же утрачена. Алхимия и философский камень сегодня в обществе воспринимается как Magnum ignōtum (Великое неизвестное).

Подводя итоги можно заметить, что в современном мире алхимия доказала свою способность быть устойчивой и изменчивой. Она переплелась со многими школами мысли, с наукой Греции, христианской теологией, магией Ренессанса и современным психоанализом. Ее ведущий миф постоянно возрождался на протяжении столетий, и на рассвете двадцать первого века он присутствует в умах людей полный жизненный силы.


Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору