Спецкурсы по гуманитарным дисциплинам
Алхимия в современном мире
Лектор(ы): Винокуров Владимир Васильевич,
кандидат философских
наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения философского
факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Аннотация к дисциплине
Цель дисциплины – изучение современных вариаций
алхимического мифа, предлагающего сложный синтез науки, философии и религии. В
задачи дисциплины входит изучение исторических подходов к интерпретации
алхимии, и в зависимости от них устанавливается предметное поле алхимии.
Начиная с конца XIX века возродились все
основные дисциплины магико-когнитивного комплекса, и сегодня они представлены
на всех уровнях общественного сознания. В этом комплексе "королевское
искусство" алхимии занимает свое достойное место.
В массовом сознании и массовой культуре тема
алхимии сегодня присутствует в рекламе, в модных глянцевых журналах и
научно-популярных книгах, в произведениях художественной литературы и
изобразительного искусства, в кинематографии. Современная художественная и
научно-публицистическая литература привлекает наше внимание не столько к самому
философскому камню, сколько к герою, который отправляется на его поиски, к
алхимику. Иными словами современная проза акцентирует не предмет великого
делания, а его субъект. Темы алхимии и философского камня присутствуют в
популярной серии романов Джоан Роллинг о Гарри Поттере, о "мальчике, который
выжил". Алхимик, его становление, поиски и "трансмутация" являются предметом
цикла алхимических романов Густава Майринка (1868 – 1932). Сама последовательность
романов воспроизводит последовательность операций Великого Делания: nigredo –
albedo – rubedo (черное, белое, красное).
В элитарном сознании и элитарной культуре тема
алхимии присутствует в философии и психологии, в практике герметических орденов
и эзотерических школ. В философии ХХ века алхимическая тема продолжается в
философских произведениях Рене Генона (1886 – 1951) и Юлиуса Эволы (1898 –
1974). Людвиг Витгенштейн затрагивает тему алхимии в "Замечаниях по основам
математики" (1941 и 1944г.г.): "Можно говорить о своего рода алхимии в
математике".
Алхимия играет значительную роль в глубинной
психологии К.Г. Юнга (1875 – 1961) и его последователей, в религиоведении Мирчи
Элиаде (1907 – 1986). Можно обнаружить и определенные параллели между алхимией
и эволюционной моделью П. Тейяра де Шардена (1881 – 1955). Наконец, в
современном мире существуют алхимические школы и лаборатории, в которых ученики
алхимиков прошлого и настоящего пытаются воспроизвести Великое Делание и
получить если не философский камень, то лекарства нового поколения..
В определенных слоях интеллектуалов алхимия в
современном сознании перестала восприниматься как научное заблуждение, которое
вело к массе бесплодных попыток получить философский камень, то есть какое-то
вещество, при помощи которого можно превратить свинец в золото, и при помощи
последнего обрести владычество над миром. Во всех указанных выше произведениях
алхимия присутствует как феномен, сущность которого таинственна и непонятна,
или же утрачена. Алхимия и философский камень сегодня в обществе воспринимается
как Magnum ignōtum (Великое неизвестное).
Подводя итоги можно заметить, что в современном
мире алхимия доказала свою способность быть устойчивой и изменчивой. Она
переплелась со многими школами мысли, с наукой Греции, христианской теологией,
магией Ренессанса и современным психоанализом. Ее ведущий миф постоянно
возрождался на протяжении столетий, и на рассвете двадцать первого века он
присутствует в умах людей полный жизненный силы.