Учебные материалы/ Органическая химия Задачи и упражнения по органической химии
Задачи и упражнения по органической химии
Контрольная работа N1
Введение, стереохимия, радикальное и нуклеофильное замещение
Задача 1. Напишите структурные формулы
следующих соединений по их названиям:
а) 3,4,5-триметил-4-пропилоктан;
б) 6-(3-метилбутил)ундекан;
в) 2-метилгептадекан.
Оценка в баллах: 1 + 1 + 1
Задача 2. Назовите следующие соединения по
номенклатуре ИЮПАК:


Оценка в
баллах: 1 + 1 + 1 + 1
Задача 3. Для каждого типа связи в молекулах
приведенных ниже соединений укажите образующие
их атомные орбитали: а) CH3CH2+
б) CH3CH2.
в) СH3BH2
Оценка в
баллах: 1 + 1 + 1
Задача 4. Сколько стереоизомеров может
существовать для каждого из следующих
соединений? Какие типы изомерии встретились Вам
в этих соединениях? Назовите все соединения.
а) СH3CHDCHBrCH2CH3,
б) СН3СНDCl,
в) СН3СНDCH2NO2.
Оценка в
баллах: 7 + 4 + 4
Задача 5. Соединение С8Н18 при
действии 1 моля хлора образует в условиях
радикального замещения лишь один изомер, имеющий
формулу С8Н17С1. Предложите строение
обоих соединений, назовите их.
Оценка в баллах: 3
Аналогичные структуры предложите для
углеводородов и продуктов монохлорирования C8H18,
C5H10, C6H12.
Задача 6. Для каждого из следующих соединений
напишите структуры продуктов монобромирования и
состав образующихся смесей, если относительные
константы скорости замещения водорода на бром
составляют: 1 - для первичных связей С - Н, 3,3 - для
вторичных и 7,7 - для третичных.
а) 2,2,3-Триметилбутан; б) бутан.
Оценка в баллах: 4 + 3.
Задача 7. Предложите вещества, которые можно
использовать в реакциях нуклеофильного
замещения для синтеза следующих соединений:
а) СН3СН2СН2SCH3,
б) (СН3)2СНNO2,
в) (СН3)4P+ Br-,
г) н-С4Н9N3,
д) ,
е) .
Оценка в
баллах: а - 1, б - 1, в - 2, г - 1, д - 2, е - 2.
Задача 8. Третичный бромид 1 проявляет
чрезвычайно низкую активность в реакциях
нуклеофильного замещения (SN1 и SN2) по
сравнению с трет-бутилбромидом 2 Предложите
объяснение такой реакционной способности
соединения 1.

Оценка в баллах: 4.
Задача 9. Оптически чистый вторичный иодид 3
([ ]D = +20o) образует
ацетат 4 в реакции с ацетатом натрия в
уксусной кислоте:
R1R2CH-I |
+ |
CH3COONa |

|
R1R2CH-OOCCH3 |
+ |
NaI |
3 |
|
|
|
4 |
|
|
При использовании 0.1 М раствора
ацетата натрия в уксусной кислоте образующийся
ацетат 4 имеет [ ]D = -12o.
При проведении той же реакции в 1.0 М растворе
ацетата натрия в уксусной кислоте соединение 4
имело максимальную величину оптической
активности: [ ]D = -16o.
Каковы, по Вашему мнению, причины различной
оптической активности полученных образцов
ацетата 4.
Оценка в
баллах: 6.
Задача 10. (R)-1-Фенилпропан-2-ол, содержащий
изотопную метку 18О, введен в следующую
цепочку превращений:
С6Н5СН2СН(СН3)18ОН
+ CH3SO2C1 
|
NaOH-H2O |
|
C6H5CH2CH(CH3)18OSO2CH3
|

|
|
(a) |
Диоксан |
|
 |
C6H5CH2CH(CH3)OH |
+ СH3SO218O- + Na+ |
|
(б) |
|
Какова конфигурация промежуточного (а)
и конечного (б) соединений?
Оценка в
баллах: 3.
Задача 11. Оцените, какая из реакций в каждой из
указанных пар [ а) - б) и в) - г)] является более
быстрой. Мотивируйте Вашу точку зрения.
a) CH3CH2CH(CH3)CH2Br +
NaSH 
CH3CH2CH(CH3)CH2SH
+ NaBr
б) CH3CH2CH2CH2Br + NaSH 
CH3CH2CH2CH2SH
+ NaBr
в) (СH3)2CHBr + NH3 (CH3)2CHN+H3
Br -
г) СH3CH2CH2Br + NH3 CH3CH2CH2N+H3
Br -
Оценка в
баллах: 4.
Задача 12. Предложите методы и реагенты,
необходимые для осуществленияя следующих
превращений:
Оценка в
баллах: а - 2, б - 2, в - 1, г - 1, д - 1.
Задача 13. При кипячении циклопентилхлорида (5)
и тиоцианата натрия в метанольном растворе в
качестве главного продукта образуется
циклопентилтиоцианат.
В тех же условиях 1-метил-1-хлорциклопентан (6),
однако, образует в основном
1-метил-1-метоксициклопентан. Объясните различное
поведение соединений 5 и 6.
Оценка в
баллах: 4.
Общая сумма баллов: 72
|